Анри Картье-Брессон. Фотограф, поймавший момент

Анри Картье-Брессон. Фотограф, поймавший момент

В фотографии есть понятие «решающий момент» — это значит сделать снимок в ту самую долю секунды, когда эмоции достигают пика, а люди и вещи под прицелом объектива расположены именно так, как нужно для идеального кадра. Понятие ввел в обиход гений документальной фотографии Анри Картье-Брессон — человек, подаривший миру искусство фотожурналистики.

Анри родился в семействе фабрикантов, занимающихся продажей и производством нитей из хлопка. В юности увлекся живописью, получил художественное образование. Впоследствии опытный взгляд художника помог ему до совершенства отточить мастерство фотографа.

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Оставить живопись ради фотографии Картье-Брессона сподвигла поездка в Африку, во время которой с ним произошел его личный «решающий момент». Он увидел снимок авторства Мартина Мункачи, запечатлевший прекрасную в своей простоте сцену — три мальчика прыгают в воды озера. Фото поразило Анри и подтолкнуло его к мысли о том, что с помощью снимков можно «фиксировать» жизнь. Секунда — и время пойдет дальше, а кадр останется — статичный, но живой.

Вернувшись во Францию, Анри приобрел камеру «Лейка», которая стала его рабочим инструментом на долгие годы.

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Картье-Брессон не считал свою деятельность высоким искусством. Он утверждал, что запечатлевает правду и ее же показывает миру. Но делал это так, что иначе, как искусством, его работы не назвать.

В объектив отца-основателя фотожурналистики попадали простые люди и звезды, забавные и грустные ситуации, обыденные жизненные моменты и сцены, пробирающие до мурашек. Никаких постановочных кадров — только жизнь, «пойманная» и увековеченная.

Немного печальная Мерилин Монро. Ребенок, только что освобожденный из концлагеря. Целующаяся парочка за столиком уличного кафе. Рабочие советского завода. Безмерно довольный собой мальчишка с двумя огромными бутылками неизвестно чего… Эти и другие кадры стали эталоном «уличной» фотографии, наглядным пособием, которое лучше всяких слов объясняет, как ловить тот самый момент.

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

В 1947 году Картье-Брессон и еще четыре независимых репортера основали фотоагентство «Магнум Фотос», ставшее влиятельной международной организацией. Анри был идейным вдохновителем этого проекта и активным его участником.

В 1954 году Картье-Брессон дважды стал первооткрывателем. Он первый из иностранных фотографов посетил СССР после смерти Сталина. А в Лувре открылась первая в истории музея фотовыставка, на которой были представлены работы Анри.

В 1966 году гений отошел от дел, обосновался в Провансе и занялся тем, с чего начинался его творческий путь, — живописью. Сейчас фотоработы Картье-Брессона представлены в нескольких крупных музеях по всему миру, а его легендарный метод остается актуальным и поныне, даже в эпоху вездесущей «цифры».

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Оценить статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *